Управление знаниями


Управление знаниями – термин, обозначающий систематическое создание, обновление и использование знаний для обеспечения конкурентного преимущества компании.

Существуют различия между данными, информацией и знанием. Данные – это неупорядоченные наблюдения, числа, слова, изображения, звуки. Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы и категорированы, они становятся информацией.

Информация становиться знанием, когда она помещена в определенный контекст, или можно сказать, когда она готова к продуктивному применению.

Классификация знания:

  1. Знать «что», знать «как», знать «кто».
  2. Формальное и не формальное знание.
  3. Явное и скрытое знание.

Конкурентное ресурсное преимущество компании (часть стратегического анализа) создается за счет внутренних способностей компании, которые в свою очередь базируются на знаниях компании, которые и являются корневым ценным активом.

Важно, мы должны сопротивляться искушению принять упрощенные и в своей основе ограниченные практики «управления знаниями», такие как, например, «обмен скрытыми знаниями». Все намного сложнее.

В фокусе управления должны быть следующие процессы:

  1. Управление коммуникацией. Мы должны управлять не только «совещаниями», но и разговором (неформальная коммуникация). В нем, оставляем «власть за дверью», не смешиваем стратегические и операционные разговоры, избавляемся от давления времени и т.д.
  2. Способность организации впитывать знания. Эта способность зависит от суммы способностей всех сотрудников, что и как они знают об эффективности передачи уместной для решения задач и своевременной информации от одного подразделения к другому, которому эта информация нужна. В фокусе держится – кто приносит информацию извне, кто принимает эту информацию и знания, поощрение новых связей и получения внешних сигналов, обеспечение общего языка или правил обозначения.
  3. Организационная память. Сосредотачиваемся на ее преемственности и снижаем ее потери при выходе сотрудников с индивидуальными знаниями.
  4. Культура обмена знаниями. Держим в фокусе и поощряем желание делиться и обмениваться знаниями.
  5. Создаем сообщества практики. Поощряем создание неформальных сетей из сотрудников, которые возникают благодаря желанию представителей определенной специальности или рабочей группы работать более эффективно, или понять работу более глубоко.

С практической точки зрения, систематическое и явное управление знаниями подразумевает собой формирование списка инициатив, направленных создание и использование знаний и управление их реализацией.

Ключевые этапы инициативы по управлению знаниями – понимание, видение, план, проект, осуществление. Этапы выполняются командами, сформированными из различных подразделений компании.

Типичные проекты, включаемые в инициативы – создание «центров знаний», формирование ролей, связанных со знаниями и развитием навыков управления знаниями, освоение технологий сотрудничества, создание сетей обучения, бенчмаркинг с другими компаниями.

Можно выделить два общих пусковых механизма для программ управления знаниями – «недовольство» (отсутствие изменений провоцирует переосмысление основ бизнеса) и «корысть» (размер вознаграждения топ менеджмента зависит от биржевых котировок акций).

План (программа управления знаниями) затрагивает четыре уровня – Стратегия/процессы, информация/знания, люди/организация, технологии.

При реализации плана обращаем внимание на следующие аспекты, в дополнение к классическим инструментам проектного управления:

  1. Реализация плана как эволюция. Взрывные, кардинальные изменения процессов и подходов не применимы к проектам управления знаниями.
  2. Используем пилотные/пробные проекты и периметры внедрения. Сначала отлаживаемся на выделенных областях, не сразу на всей организации.
  3. Ресурсы на реализацию увеличиваем постепенно, по мере вовлечения новых областей.
  4. Проводим реинжиниринг или создаем новые бизнес процессы. Это сердцевина любой программы управления знаниями.
  5. Проектируем процессы передачи знаний. В дополнение к предыдущему пункту.
  6. Контролируем вовлеченность и усилия команды по внедрению.
  7. Анализируем успехи и неудачи в реализации проектов управления знаниями.
  8. Фиксируем заранее и сосредотачиваемся на ключевых факторах успеха внедрения.
  9. Определяем ИТ инструменты, поддерживающие измененные бизнес процессы и процессы передачи знаний.

Не забываем про оценку и аудит знаний. Используем анкету KMAT, справочники CCTА и другие.